«Центр-Инвест» застраивает Левобережный

Сколько стоило стать застройщиком целого района

В 2006 году началась программа комплексной реконструкции пятиэтажной жилой застройки Левобережного района Москвы, согласно которой планировалось снести более 50 зданий и построить 450 000 квадратных метров жилья и коммерческой недвижимости. На тот момент совокупный объём программы составлял 10 млрд рублей.

В целях реализации программы 17 марта 2000 года Правительство Москвы заключило контракт № 27/1, по которому финансирование 50% от общей суммы строительства выполняет коммерческий инвестор ООО «Проммедиа». Остальные 50% финансирует город. После ввода объектов в эксплуатацию площади распределялись пропорционально долям.

В 2005 году Москва решила уменьшить объём участия в программе и провела конкурсную процедуру на заключение второго договора финансирования. Победителем стало ООО «Юрпромконсалтинг», которое согласно инвестиционному договору № 333-ИС от 30 декабря 2005 года финансировало 47.5% от стоимости строительства. Город же по новым условиям обязан был оплатить всего 2.5% от общего объёма программы.

Предметом того аукциона был инвестиционный взнос, за деньги которого город обязуется построить муниципальное жилье (п. 2.4 договора № 333-ИС, стр. 4) для переселения из сносимых пятиэтажек. ООО «Юрпромконсалтинг» предложило самую большую сумму 54 260 000 млн долларов США и стало победителем торгов.

Программа реконструкции началась успешно, контракты сторонами исполнялись, объекты строились. Но в конце 2010 года после прихода Сергея Собянина в качестве мэра и Марата Хуснуллина в качестве его заместителя по вопросам градостроительной политики и строительства финансирование программы со стороны города было внезапно прекращено.

В 2011 году ООО «Юрпромконсалтинг» было вынуждено обратиться в Арбитражный суд Москвы с требованием о расторжении договора № 333-ИС, а также о возмещении ущерба и суммы упущенной выгоды в размере 20.2 млрд руб. Суды длились более двух лет, пока не появилось АО «Центр-Инвест», по факту принадлежащее Правительству Москвы, которое перекупило все права по договору у «Юрпромконсалтинг» за 1.1 млрд руб.

24 апреля 2013 года судебное разбирательство было прекращено на основании мирового соглашения. Истцом АО «Центр-Инвест» были сняты финансовые претензии к Правительству Москвы взамен на право получения земли под реализацию программы реконструкции без конкурсных процедур. Таким образом новый инвестор стал еще и застройщиком.

4 апреля 2014 года Правительство Москвы уведомило ООО «Проммедиа» об отказе от участия в инвестиционном контракте № 27/1 в одностороннем порядке. Общество было не согласно с таким решением и дело дошло до Верховного суда. 21 июля 2015 года суд последней инстанции вынес окончательное решение не в пользу инвестора.

«Еще одним большим достижением «Центр-Инвест» можно считать снятие судебных претензий к городу. Ранее инвесторы, у которых были эти проекты, обращались в суды с исками к городу на сумму 39 миллиардов рублей. По итогам переговоров «Центр-Инвестом» было выплачено 4 миллиарда рублей компенсационных затрат инвесторам. В первом полугодии 2013 года все основные судебные разбирательства были прекращены», - рассказал и.о. главы Москомстройинвеста.

Тимофеев подчеркнул, что с сегодняшним портфелем проектов «Центр-Инвест» является «довольно крупным девелопером». «Но это был единственно правильный путь - сконцентрировать недострои у городской, по сути, структуры. Другие инвесторы просто не могли закончить переданные «Центр-Инвесту» объекты», – сказал собеседник РИА Новости.

Тимофеев не упомянул, что инвесторы не могли закончить проекты по вине самого города, как следует из судебных документов. Действия Правительства Москвы привели к возникновению претензий со стороны инвесторов и, как следствие, к финансовым потерям в связи с передачей земли без конкурсных процедур.

С того момента «Центр-Инвест» всего за 1.1 млрд рублей получил право на строительство 360 тысяч квадратных метров на севере Москвы, о чём 28 сентября 2015 года было подписано дополнительным соглашением к договору № 333-ИС (стр. 25). Стоит заметить, что аналогичная ситуация произошла в некоторых других районах Москвы, о которых не рассказано в этой статье.

Что было дальше?